Так можно или нет?!

22.08.2006

Что такое франчайзинг, знают практически все. Если вдруг кто-то не в курсе - напомним, что это права ведения бизнеса под именем Коммерческой торговой марки. Такая модель бизнеса появилась в США в 50-е годы прошлого века, и, мягко говоря, доказала свою эффективность. Один из самых известных бизнес-проектов, развивающихся по модели франчайзинга, рестораны "МакДоналдс". Применима ли данная технология на нашем рынке недвижимости?

Большинство опрошенных нами экспертов агентств недвижимости убеждены, что нет. Главная проблема - невозможность для головной компании контролировать качество работы своих франчайзи. Что, верно, то верно - иногда создается впечатление, что риэлторские начальники не в состоянии проконтролировать тех сотрудников, которые сидят с ними в одной комнате - иначе не было бы проблем левых сделок и укрытых от родного руководства комиссионных. Что уж тут говорить об организации, сидящей на другом конце Москвы (или даже в другом городе) и являющейся независимым юридическим лицом?! Лишить франшизы, права пользования торговой маркой - это максимально возможное наказание. Заметим кстати, что клиент, который считает себя обманутым, во все эти тонкости не вникает - он уверен, что его обманула именно та организация, название которой указано на вывеске. И даже если он не пойдет в суд, то уж точно расскажет всем своим знакомым, какие там работают жулики.

Второй аспект - а что именно продает франчайзер. Торговую марку. Но для того чтобы этот товар был ценен, необходима массированная реклама бренда - данное условие соблюдается далеко не всегда. Еще продаются технологии работы. Уже интереснее, но в основном это технологии западные, т.е. не учитывающие специфику нашего рынка вроде указания в договоре "цены БТИ", передачи наличных долларов (это, кстати, запрещено - частные лица должны рассчитываться исключительно рублями) и многих прочих аспектов. Асы западного рынка, по словам людей знающих, попав в наши условия первые полгода пребывают в состоянии полного ступора - о том, чтобы учить здесь кого-то чему-то, речь просто не идет…

И все бы эти рассуждения о неприменимости у нас франчайзинга были прекрасны и убедительны, если бы не компания "ХИРШ". Работает она всего с мая 2003 года, а число проданных франшиз, как сообщил недавно на пресс-конференции управляющий "ХИРШ-Россия" Феликс Альберт, достигло 55. Из этих компаний 50 работают в Москве, остальные - в других регионах. Общее число сотрудников уже достигло 400 человек.

Секрет успеха, по убеждению Ф.Альберта, в том, что компания концентрирует усилия. "У сотрудников центрального офиса нет другой работы, кроме как заботиться об успехе наших франчайзи, думать о них. Этой работе не мешают никакие другие дела, никакие другие проекты". Головной офис также не воспринимает своих франчайзи как подчиненных, не пытается постоянно их контролировать. К примеру, плата за пользование франшизой установлена фиксированная, а не в процентах от оборота. Это чтобы центральному аппарату не надо было "подменять налоговую инспекцию", а самим риэлторам - скрывать свои доходы.

Кстати, руководитель "ХИРШ-Россия" уверен, что в ближайшие годы на российский рынок придут другие франчайзинговые компании. "Мы своей трехлетней работой доказали перспективность, и мы обязательно увидим другие не менее успешные проекты".

Станет ли франчайзинг заметным явлением на нашем рынке недвижимости? Будущее покажет…

Сергей Лупашко,
президент Группы Компаний "Рескор"

Московские компании, в том числе и крупные, и известные, пытались развивать франчайзинг. Но, судя по всему, у них это дело не пошло. Это достаточно парадоксально, потому что при франшизе в первую очередь продается бренд. Если он известный, узнаваемый и раскрученный, то продажа должна бы быть успешной. Но, как можно убедиться, известное имя еще не дает гарантии того, что продажи будут успешными.

Планов самостоятельно выйти на этот рынок у "Рескора" однозначно нет. Наша точка зрения - мы создаем организацию высокотехнологичную и качественную. При франчайзинге же велик риск потери качества. Сохранить его на должном уровне - это большая проблема. И даже в обозримой перспективе не думаю, что "Рескор" станет торговать франшизами.

Вероника Панкова,
генеральный директор агентства "Пенаты-Недвижимость"

Наш бизнес достаточно личный, тут много личного общения риэлтора с клиентом, успех в огромной степени зависит от квалификации этого риэлтора. И я с трудом себе представляю, как тут можно торговать франшизой. Как это делают другие, я знаю. Но сама бы не решилась. То есть формулировок "никогда" использовать не буду, но на современном этапе я не представляю себе, что мы могли бы продать франшизу кому-то.

Технологии работы - это, безусловно, то, что западные компании могли бы нам предложить. Можно сделать и упор на обучении. Но тогда это по сути дела будет не риэлторская деятельность, а образовательная.

Григорий Куликов,
председатель совета директоров компании "МИЭЛЬ-Недвижимость"

Первый опыт создания франчайзингового представительства у компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" был еще в 1997 году - тогда появилось отделение в Омске, которое сегодня успешно существует и развивается. Потом открылись еще два отделения в городах Сибири - Барнауле и Тюмени. В целом их опыт положительный - наши партнеры занимают лидирующие позиции на местных рынках. Однако в основном мы развиваемся за счет дочерних структур - сегодня наши отделения открыты в Санкт-Петербурге, Обнинске, Серпухове, Туле, Мытищах.

Мы считаем, что для "МИЭЛЬ-Недвижимость" наиболее оптимальным способом регионального развития является создание собственных отделений в регионах, несмотря на то, что такой вариант предполагает большие финансовые вложения и большую ответственность. Таким образом, независимо от местоположения нашего отделения - будь то московский офис или региональная компания, мы управляем всей сетью отделений из единого центра и несем ответственность за работу всего холдинга.





Все статьи



Бесплатная оценка квартиры онлайн

Горячие предложения

город Москва,  Котельническая набережная, д.1/15 к.А
3-комнатная квартира
город Москва, Котельническая набережная, д.1/15 к.А
Таганская
72,0 млн.руб.
Все предложения

Rambler's
Top100
Продажа квартир: ЦАО СВАО ВАО ЮАО ЮВАО ЮЗАО ЗАО СЗАО САО