Какое жилье нынче в моде?
Советы экспертов
В недвижимости сегодня все по правилам:
товара много, у покупателей есть выбор, продавцы стараются подать
свои квартиры в наилучшем виде. Однако продается жилье все же не так
быстро, как хотелось бы. Аналитики объясняют эту ситуацию снижением
инвестиционной привлекательности недвижимости из-за отсутствия
быстрого роста цен и невысокой платежеспособностью тех, кто хотел бы
купить квартиру для себя. А между тем, даже сегодня есть жилье,
которое пользуется популярностью у покупателей. Какая же квартира в
настоящее время может считаться ликвидной? От чего зависят ее шансы
на продажу?
Об этом сегодня рассказывают сотрудники
Корпорации «Рескор» Владимир Плахотный (отделение
«Черемушки»), Юлия Панкова (отделение «Хамовники»)
и Екатерина Петрова (отделение «Китай-город»).
Юлия Панкова: В моде -
современное жилье
- Популярность
квартиры у покупателей зависит от разных причин, и спрос на жилье
определяют многие факторы. Среди них есть более постоянные, имеющие
значение в любые времена: этаж, расположение дома, вид из окна и т.
д. Например, что сегодня, что десять лет назад близость к метро
является одним из основных достоинств квартиры. Такое жилье не
только легче продать, его и в аренду сдать всегда проще.
Но, тем не менее, нынешнего требовательного и
разборчивого покупателя только близостью к метро и окнами,
выходящими в чистый уютный двор, не привлечешь и не заманишь. На мой
взгляд, сейчас ликвидность квартиры, в первую очередь, зависит от ее
качественных характеристик, то есть сегодня в моде современное
жилье. И не только потому, что оно самое удобное и функциональное.
Просто спрос на подобные квартиры во многом связан с приходом на
рынок недвижимости ипотеки. Ведь банк более заинтересован в
кредитовании только более или менее нового и качественного жилья,
поскольку именно это жилье будет предметом залога. А на покупку
квартиры в предназначенной под снос пятиэтажке ипотечный кредит не
выдаст ни одно банковское учреждение. И это одна из причин, почему,
например, «хрущевки» уже несколько лет являются
аутсайдерами современного рынка жилья.
Владимир Плахотный: Спрос зависит от
возможностей
- Среди
покупателей квартир есть люди с разными возможностями. Поэтому в
зависимости от платежеспособности клиента я бы выделил две основные
категории сделок: покупка жилья со строго ограниченным бюджетом и
вторая категория – покупка жилья при наличии достаточного
количества средств, когда для клиента не составляет проблемы
добавить денег на понравившуюся, но более дорогую квартиру.
Средний покупатель, так называемый бюджетник,
выбирает квартиру в рамках ограниченной суммы. Такие люди, как
правило, стеснены в средствах, и даже покупая квартиру под ипотечный
кредит, они не всегда могут позволить себе выбрать дорогую квартиру
и руководствуются принципом: дешево, но сердито (если слово «дешево»
вообще уместно в отношении сегодняшних цен).
Среди множества предложений сейчас самый
стандартный и ходовой вариант –
квартиры в относительно новых
панельных домах, построенных не раньше 90-х годов,
высотой не ниже девяти этажей. Это, как
правило, переработанные и улучшенные серии панельных домов: П-44Т,
И-155 и др. Они имеют вполне приемлемые для современного покупателя
параметры. Например, модернизированная серия П-44Т включает в себя
однокомнатные квартиры (38-42 кв. м, кухни от 8 до 11 кв. м),
«двушки» (56 – 63 кв. м), трехкомнатные – от
72 до 75 кв. м. Кухни в многокомнатных квартирах доходят до 13 кв. м
– а это важное преимущество в глазах покупателя. По-прежнему
пользуются спросом у средних покупателей квартиры в кирпичных домах
сталинских времен.
А вот состоятельные люди, которые не слишком
ограничены в средствах, по моим наблюдениям, предпочитают квартиры в
новостройках (как правило, это кирпичные или монолитно-кирпичные
дома) или покупают новое вторичное жилье без отделки. Конечно,
делают они такой выбор не в погоне за дешевизной. Как правило, такие
покупатели стремятся к индивидуальности, хотят сделать все
по-своему, и любой готовый ремонт в квартире их вряд ли устроит.
Кстати, на вторичном рынке квартиры без отделки – большая
редкость. Обычно первые хозяева квартиры за то время, пока идет
оформление документов, успевают сделать ремонт. Поэтому такие
квартиры без отделки всегда в дефиците и имеют немало шансов быть
проданными.
Екатерина Петрова: В цене - чистый воздух и
удобства для жизни
- Как бы ни была хороша квартира сама по себе,
ликвидной она может считаться только в том случае, если находится в
удобном месте. По моим наблюдениям, разница в ценах на аналогичные
квартиры в одинаковых домах, расположенных в разных районах Москвы
(не говоря уже о Подмосковье), доходит до 50 тысяч долларов.
Конечно, на покупателей психологически влияет
престижность того или иного места. Но не это главное. Сегодня люди
готовы платить дороже, если там, где они собираются жить, в наличии
инфраструктура, нормальная экологическая ситуация и хотя бы минимум
эстетики. Наверное, трудно найти место, соответствующее всем этим
пожеланиям, поскольку развитая инфраструктура и хорошая экология
плохо совместимы, однако покупатели всегда обращают внимание на то,
чтобы район был зеленым, уютным.
Среди популярных в настоящее время районов мои
коллеги отмечают Северо-Запад и Юго-Запад. Западные районы всегда
отличались от промышленных восточных более благоприятной
экологической ситуацией. Ну, а те покупатели, которые ограничены в
средствах, ищут себе варианты в ближайшем Подмосковье, главное,
чтобы квартиры в полной мере соответствовали покупательским
требованиям: качественные современные дома, чистый воздух и все
удобства для жизни.
Вместо резюме
И все-таки как бы мы ни пытались «разложить
все по полочкам» и подходить к покупке жилья исключительно
рационально, иногда чувства все же берут верх над разумом, и
окончательный выбор определяют наши «нравится» и «не
нравится». Хотя продавец, естественно, старается сделать так,
чтобы его квартира нравилась всем.
«Иногда покупатель принимает решение
спонтанно, – говорит Вадим
Эдуардович Мартыненко, директор Департамента вторичного рынка жилья
Корпорации «Рескор». –
Бывает, просмотрено множество квартир, но понравилась
именно эта - что называется, «на душу
легло». По моему мнению, это происходит оттого, что на выбор
покупателя часто влияет умение представить жилье в наилучшем свете.
Чистая, тщательно убранная квартира, в которой минимизированы следы
предыдущих жильцов, всегда нравится больше остальных. Многое зависит
от заинтересованности продавца и риэлтора, от личного общения
покупателя с ними. Бывает, похожие квартиры продаются с разницей до
20% – и цена на них во многом определялась эмоциональным
фактором».
Телефоны отделов продаж: 938-23-30; 363-99-22; 916-45-11
Все статьи