Ошибки стоят денег
Каждый собственник хочет продать свою квартиру по максимально высокой рыночной цене и за минимально короткий срок. Желание вполне естественное - квартира зачастую самая ценная вещь в собственности, поэтому иногда желаемое выдается за действительное в виде выставленного завышенного ценника. Что думают на этот счет специалисты? Мнение профессионалов сегодня представят Инесса Коновалова и Екатерина Налетова, лучшие специалисты по итогам работы в марте и апреле.
- Сразу хочу отметить, что позиция «квартира моя, сколько хочу – столько и прошу» здесь не работает. Точнее, вполне неплохо работает … на создание испорченной репутации объекта. Потому что начало продажи с завышенной цены, в конечном счете, играет с продавцами злую шутку – в итоге, как правило, объект продается даже дешевле, чем могло быть. Так что потерю в несколько сотен тысяч рублей шуткой не назовешь, - поясняет И. Коновалова.
Вообще, завышенные ценовые ожидания собственников недвижимости, а проще говоря, желание продавца изначально завысить стоимость своего объекта, являются одной из типичных и весьма распространенных ошибок сегодняшнего рынка. С точки зрения обывателя продавца можно понять: квартира зачастую единственная ценная вещь в собственности, и желание получить за нее максимум вполне понятно. Но профессионалы знают, что первый и самый главный залог успешной продажи – это правильное определение рыночной стоимости недвижимости, точнее, максимальной рыночной стоимости вашей квартиры.
Типичным примером может служить ситуация, которую риэлторы наблюдали не единожды.
Итак, некий собственник решил заняться продажей самостоятельно. Первое, что он делает, - это определяет цену квартиры. На его взгляд, сегодня это просто – просмотрел рекламные газеты по недвижимости, «походил» по сайтам в интернете. Методом сравнения выбрал аналогичные квартиры в своем или ближайшем районе. Затем (внимание!) из всех указанных цен похожих предложений он выбирает максимальную, поскольку искренне считает свою квартиру самой лучшей – она же своя. И вот цена на объект установлена.
- В данном случае, собственник допустил две ошибки. Во-первых, сравнительный метод сам по себе верный, но в риэлторской практике он носит название метода сравнительных продаж (ключевое слово здесь именно продаж). Однако далеко не факт, что все квартиры, на которые ориентировался собственник, будут реализованы именно по указанной цене. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что почти всегда квартиры продаются на 5-15% ниже заявленной стоимости. Причем кроме риэлтора, РЕАЛЬНУЮ стоимость реализации знают разве что еще участники сделки. Кроме того, в цену квартиры обычно заложены и стоимость комиссионного вознаграждения агентства, и небольшой запас для будущего торга с потенциальным покупателем, на которые наш «продавец» поправок не сделал, - комментирует Екатерина Налетова.
Что происходит дальше? Определив цену квартиры, собственник выставляет ее на продажу, размещая объявления в интернете и специализированных изданиях, указывает телефон и готовится отвечать на звонки. Которые, собственно, и не заставляют себя ждать, ведь на рынке появилась «свежая» квартира.
- В таком городе как Москва, работают десятки тысяч специалистов-риэлторов. Увидев свежий объект, они, естественно, стремятся получить по нему информацию или предложить продавцу профессиональную помощь. Так что сразу после выхода объявлений собственнику предстоит ответить на десятки звонков, что для психологически неподготовленного человека – довольно серьезная нагрузка, - отмечает И. Коновалова.
- В этом потоке звонков у продавца появляется ощущение высокого спроса на его квартиру. В состоянии легкой эйфории на все предложения поторговаться или заключить договор с риэлтором продавец отвечает отказом. Какой смысл при таком-то спросе, думает он. А в голове появляются мысли «а не продешевил ли я? Может, пока не поздно поднять цену?». Самое опасное в этой ситуации, что в череде звонков продавец вполне мог не определить РЕАЛЬНОГО покупателя, и также отказал на его предложение в торге.
Примерно через неделю квартиру неуступчивого продавца риэлторы вносят в пассивный банк данных, реальные покупатели отсеиваются, число звонков постепенно сходит на нет… Разумеется, продавец пребывает в шоке, а спустя месяц-полтора дает новое объявление с новой, уже сниженной ценой.
- И не факт, что по этой новой цене квартира будет куплена. Понимая, что лед тронулся, покупатели подождут дальнейшего падения, вплоть до максимально низкой цены по рынку. Как говорится, все это было бы смешно, если б не было так грустно. И что примечательно, таких историй - много, - добавляет Е. Налетова.
Довольно часто собственники допускают еще одну ошибку – начинают обзванивать множество агентств недвижимости с целью выяснить цену своей квартиры. Останавливаются они, естественно, на той компании, в которой их жилье оценили выше.
- Проблема заключается в том, что риэлторам это «пристрастие» продавцов тоже хорошо известно. И некоторые не слишком щепетильные агенты, которые любой ценой хотят «заполучить» клиента, в подобном разговоре обычно оценивают объект выше, чем его можно реально продать в разумные сроки. Объясняется это просто - риэлтор заинтересован сначала привлечь клиента, и рассчитывает, что потом, в процессе осмотра и дальнейшей продажи, сможет убедить собственника назначить цену реальную. Однако зачастую подобные «торги» остаются пустыми обещаниями. Если клиент будет настаивать на первоначальной завышенной цене, продажа объекта может затянуться, как и в первой нашей истории, - рассказывает Инесса Коновалова.
- Действительно, недвижимость с завышенной ценой, как правило, надолго «зависает» на рынке, - добавляет Екатерина Налетова. - Возникает некий психологический момент: и клиенты, которые ищут подходящие варианты самостоятельно, и риэлторы задаются вопросом «Почему так долго продаётся? Может что-то не так в документах?». И результат этого процесса как в той пословице, что скупой платит дважды. Собственник уже и цену сбросил, а товар не идёт, чтобы продать, надо снижать гораздо больше, чем сразу в начале работы, отсюда и финансовые потери.
И, наконец, третья ошибка собственников жилья, которая также является очень распространенной - это работа с несколькими агентами, без заключения эксклюзивного договора.
- То, что многие собственники предлагают продавать свой объект одновременно многим агентствам, риэлторов уже давно не удивляет. Удивляет, что они искренне верят, будто в этом случае квартира уйдет быстрее, - говорит И. Коновалова. – Собственники почему-то считают, что в рамках «конкуренции» риэлторы приложат к продаже их квартиры все усилия, но это абсолютно неверно. Работать без гарантий оплаты неинтересно никому, так что об этой квартире риэлтор вспомнит, только если случайно именно на такой объект появится подходящий покупатель. Хотя и это вряд ли, скорее всего, он и в этом случае будет продвигать объекты клиентов компании.
- Как правило, работать без договора соглашаются агентства, испытывающие дефицит клиентов, - дополняет коллегу Екатерина Налетова. - В серьезных компаниях обычно строго придерживаются схемы одна квартира - одно агентство. В этом случае на реализацию объекта действительно будут направлены не только все усилия риэлтора, но и все ресурсы компании, включая эффективную рекламу, организацию показов и продвижение объекта.
Итак, вывод кажется, очевидным: все три ошибки, как, впрочем, даже любая одна из трех, в конечном счете, ведут к потере денег. И совет здесь может быть только один – хотите - продавайте сами, хотите - продавайте с «Рескором» (или с другим агентством), но помните, что у вас всегда есть возможность прийти в любой из офисов компании «Рескор» и получить бесплатную консультацию по своему вопросу.
Все статьи